МЕБЕЛЬ, КОТОРАЯ РАСТЕТ
Письменный стол, подрастающий вместе со школьником? Стул, рекомендованный ортопедами? Чего только не придумали современные производители мебели!
Прошлый век
Сначала столом для письменных занятий мне служила обычная кухонная табуретка с плоским сиденьем. К первому классу родители приобрели уникальное для 90-х годов творение: специальную парту с прикрепленным к ней сиденьем. Через пару лет, если не раньше, парта мне стала мала. Протискиваться в узкую щелку между столом и встроенным стулом становилось все труднее, а столешница больше не наклонялась – так ее подпирали коленки. Расстроенные родители отдали кому-то из знакомых шедевр ученической мебели и приобрели большой тумбовый стол с четырьмя выдвигающимися ящиками. Так сказать, на вырост. И долгие годы я восседала за темной громадиной, подкладывая на стул то советский энциклопедический словарь, то самую толстую подушку...
К сожалению, двадцать лет назад удивительной мебели, которая растет вместе с ребенком, еще не придумали. Зато для современных родителей доступны самые разнообразные варианты.
Больше чем парта
Тайваньские и южнокорейские матера на весь мир славятся передовыми разработками. Ученическую мебель они тоже превратили в высокотехнологичные шедевры.
Почему ребенок горбится, сидя за столом? Потому что высота столешницы не подходит его росту, отвечают японцы. А еще, наклоняясь к парте, он пытается компенсировать недостатки горизонтальной поверхности. Оптимальный, физиологически комфортный угол наклона столешницы для письма – около 15°, для чтения – не менее 30°, для черчения и рисования – от 0 до 5°. Результаты долгого сидения в неправильной позе не так уж и безобидны: боли в спине, сколиоз, шейный хондроз, близорукость и прочие неприятные диагнозы.
В 3-4 года ребенку уже нужен собственный стол для рисования, лепки и прочих художеств. К 6-7 встает вопрос обустройства места для выполнения домашних заданий. К окончанию школы новоиспеченному студенту тоже понадобится место для занятий. Трудно поверить, но все эти задачи по силам одному и тому же столу-трансформеру с соответствующим креслом! Чтобы не покупать каждые несколько лет новую мебель, достаточно один раз приобрести «растущую». Производители предлагают множество дизайнерских решений, которые роднит конструкция на основе газлифта: столы и стулья регулируются по высоте, углу наклона рабочей поверхности и спинки стула. В многообразии моделей есть и специальные ортопедические стулья, разработанные при участии врачей. В них спинка имеет анатомическую форму, которая повторяет естественный изгиб позвоночника и не допускает развития сколиоза даже при длительном пребывании в сидячем положении. Кресла регулируются по высоте сиденья, глубине посадки и углу наклона спинки. Таким образом, «растущая» мебель практически идеально настраивается под конкретного ребенка, обеспечивая ему комфорт, безопасность и сохраняя здоровье. При этом «растущая» мебель обычно изготавливается из наиболее проверенных и прочных материалов, поэтому служит она долгие годы, не теряя удобства, красоты и функциональности. Согласитесь, хорошая экономия для семейного бюджета.
Как и положено детским товарам, такая мебель безопасна: она не имеет острых углов, механизмы трансформации исключают возможность травмирования ребенка.
В октябре 2014 года в Барнауле открылся первый магазин, где заботливые родители могут приобрести для своих дошколят и школьников мебель, сохраняющую здоровье. «Растущие» столы и стулья от российских и зарубежных производителей на любой вкус и кошелек удачно впишутся в ваш интерьер, сделают учебный и творческий процессы удобными, комфортными и более легкими. В магазине представлен и широкий ассортимент сопутствующих товаров: светодиодные светильники, которые крепятся к наклонной столешнице, не дают бликов и мерцания, противоскользящие накладки и подставки для книг, тумбы, стеллажи, полки и многое другое.
К слову, здесь есть подарок и для родителей: эргономичные кресла для взрослых, позволяющие снизить нагрузку на позвоночник, сохранить красивую осанку, повысить работоспособность и предотвратить ряд заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Приглашаем вас посетить наш выставочный зал в ТЦ «АЛЬФА», Барнаул, Павловский тракт, 243, второй этаж, «Здоровая спинка», www.zdorovaya-spinka.ru, тел. (385-2)570-625
Лилия Болатаева
Береги осанку смолоду!
Осанка формируется к 6-7-летнему возрасту ребенка. Как сохранить ее в нормальном состоянии, несмотря на возрастающую нагрузку? Есть простые правила и маленькие хитрости, которые помогут вам вырастить умное, здоровое чадо.
Спорт против сколиоза
В 6-7 лет отмечается повышенная чувствительность к неблагоприятным внешним факторам и быстрая утомляемость при обучении. В младшем школьном возрасте продолжаются процессы окостенения и роста скелета, развития мелких мышц кисти и функциональное совершенствование нервной системы. Укрепить организм ребенка, помочь ему приспособиться к возросшим нагрузкам помогут физкультура и соблюдение ортопедического режима.
В идеале день школьника надо начинать с зарядки. Если получится – это просто замечательно. Помимо зарядки к физическому воспитанию относятся подвижные игры на свежем воздухе, а также занятия спортом. В игре совершенствуются двигательные навыки ребенка, повышается его эмоциональный тонус. Кроме того, подвижные игры дают хороший оздоровительный эффект. Обратите внимание на плавание, лыжный спорт, велоспорт и другие секции – в зависимости от склонностей ребенка. Хорошо дисциплинируют командные игры: волейбол, баскетбол, футбол. Не игнорируйте танцы и занятия лечебной физкультурой в школе, если доктор считает их необходимыми.
Главное правило здоровья: чем младше ребенок, тем больше времени он должен проводить на улице. Особенно важно пребывание ребенка на свежем воздухе вечером перед сном. Доказано, что лучшим режимом является такой, который предусматривает наличие трех-четырех прогулок общей продолжительностью 2,5-3,5 часа. Поэтому наказание лишением прогулки недопустимо.
О правилах безопасности
Ортопедический режим – это комплекс мероприятий, обеспечивающих оптимальные условия для развития опорно-двигательного аппарата. Неправильная осанка приводит ко многим плачевным последствиям: головные боли, увеличение частоты сердечных сокращений из-за ограничения подвижности грудной клетки, защемление нервов, затруднение дыхания и прочее. Что же говорят правила ортопедического режима?
Спать рекомендуется на ровном, не слишком мягком матраце с невысокой подушкой или валиком под шеей. Длина кровати должна быть больше длины тела ребенка на 20-25 см.
Для занятий школьнику необходимо свое рабочее место, оборудованное столом, стулом, полочкой для учебников, настольной лампой. Полезный аксессуар – подставка под книги. Она нужна для того, чтобы при чтении ребенку не приходилось наклонять туловище вперед.
Принять удобное и физиологически правильное положение тела при письме поможет подходящая по росту мебель. Если стул слишком большой и высокий, ноги ребенка будут свисать. А значит, нарушится кровообращение в передавленных сосудах. Возьмите за ориентир такие показатели: глубина сиденья равна 2/3 длины бедра ребенка, а высота равна длине голени.
Объясните школьнику, что нельзя сидеть на подвернутой ноге или с запрокинутой за спинку стула рукой. При занятиях сидя спина должна плотно опираться на тонкий, эластичный валик диаметром 3-4 см, установленный на спинку стула на уровне поясницы.
Обеспечив правильное положение тела при письменных занятиях, вы не только сохраните здоровье ребенку, но ускорите процесс подготовки уроков: сидя в удобном положении, устаешь меньше.
Снижаем вес ранца
Детям для переноски школьных принадлежностей наиболее подходит ранец. Для здоровья спины ребенка важно, чтобы задняя стенка рюкзака была уплотнена и хорошо держала позвоночник, не давая ему возможности искривляться.
Согласно физиолого-гигиеническим нормативам, вес комплекта школьных принадлежностей, переносимого ребенком в 1-2 классах, не должен превышать 1,5 кг. Для учеников 3-6 классов норма не более 2,5 кг. Но кто не встречал на улицах Барнаула первоклашку, волочащего за собой до отказа набитый рюкзак? Вот как можно снизить тяжесть ежедневного учебного груза:
- если есть возможность, заведите два комплекта учебников: для школы и для дома (особенно в начальных классах). Тогда отпадет необходимость их перетаскивать с места на место;
- научите ребенка договариваться с соседом по парте: пусть один первоклашка приносит одну половину учебников, а вторую – другой;
- организуйте хранение сменной обуви, спортивного инвентаря, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства и прочего в помещении школы.
Лилия БОЛАТАЕВА.